+79149248769 baikalnovatravel@gmail.com

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

Как добраться, особенности маршрута, достопримечательности

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

  1. Кругобайкальская железная дорога
  2. История КБЖД
  3. Как добраться до КБЖД
  4. Достопримечательности КБЖД
    4.1. Тоннели и мосты
    4.2. Шабартуйская галерея
    4.3. Каменная Гряда
    4.4. Мыс Половинный
    4.5. Итальянская стенка
    4.6. Станция Култук
    4.7. Слюдянские виадуки
  5. Туристические маршруты
  6. Расписание поездов по КБЖД
  7. Полезные советы туристам
  8. Часто задаваемые вопросы
  9. Кругобайкальская железная дорога на карте

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) – история, достопримечательности и маршруты

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) – это один из самых живописных и уникальных железнодорожных маршрутов России, расположенный на южном побережье Байкала. Построенная в начале XX века, она стала частью Транссибирской магистрали, а сегодня представляет собой историко-архитектурный памятник и популярное туристическое направление. В статье мы подробно рассмотрим историю строительства, достопримечательности и туристические маршруты КБЖД.

Кругобайкальская железная дорога

История КБЖД

Начало строительства

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) была спроектирована как часть Транссибирской магистрали, обеспечивая железнодорожное соединение между Иркутском и восточными регионами Российской империи. В конце XIX века Байкал стал значительным препятствием для прокладки железной дороги, поэтому было принято решение построить сложный участок вдоль южного побережья озера.


Кругобайкальская железная дорога — начало строительства

В 1899 году начались подготовительные работы, а активное строительство развернулось в 1902 году. Из-за сложного горного рельефа и необходимости прокладывать путь вдоль береговой линии строительство стало настоящим испытанием. В работах участвовали тысячи инженеров, строителей и рабочих, включая специалистов из Италии, Польши и Китая.

Инженерное чудо своего времени

КБЖД по праву считается одним из самых сложных и дорогих инженерных проектов Российской империи. В ходе строительства было возведено:

  • 39 тоннелей общей длиной 9,5 км,
  • 248 мостов и виадуков,
  • 268 подпорных стен.

Тоннель Кругобайкальской железной дороги

Особенно впечатляют тоннели, прорубленные в скалах, и арочные мосты, многие из которых сохранились в первозданном виде до сих пор. Из-за высокой стоимости и сложности строительства этот участок железной дороги получил название «Золотая пряжка стального пояса России».

Эксплуатация и снижение значимости

В 1905 году Кругобайкальская железная дорога была официально введена в эксплуатацию, обеспечив непрерывное железнодорожное сообщение по Транссибирской магистрали. Поезда шли вдоль Байкала, а в зимнее время движение затруднялось из-за снежных завалов и лавин.

Однако в 1950-е годы, после строительства Иркутской гидроэлектростанции и образования водохранилища, часть дороги между Иркутском и Байкалом оказалась затопленной. Новый участок Транссибирской магистрали проложили через Ангарск и Улан-Удэ, что сделало КБЖД второстепенным маршрутом. В 1970-х годах по КБЖД прекратилось регулярное движение поездов, и она превратилась в туристический объект. В 1982 году движение поездов на большей части пути прекратилось, а дорога получила статус исторического памятника.

КБЖД сегодня

Сегодня Кругобайкальская железная дорога является памятником архитектуры и инженерного искусства. Это музей под открытым небом, который ежегодно привлекает тысячи туристов. По маршруту курсируют экскурсионные поезда, а многочисленные тоннели, мосты и старинные станции создают атмосферу путешествия в прошлое.

КБЖД – это не просто железная дорога, а уникальный исторический объект, сочетающий в себе достижения инженерной мысли и величие природы Байкала. Участок от Байкала до Слюдянки стал популярным туристическим маршрутом, привлекающим путешественников со всего мира.

Как добраться до Кругобайкальской железной дороги

Добраться до КБЖД можно несколькими способами:

  • На поезде
    Из Иркутска можно доехать на электричке до станции «Слюдянка-1», которая является отправной точкой экскурсионных поездов по КБЖД.

  • На теплоходе
    Летом можно добраться из Иркутска или Листвянки до посёлка Байкал на теплоходе, затем пересесть на туристический поезд.
  • На автомобиле
    На машине можно доехать до Слюдянки или порта Байкал, а оттуда продолжить путешествие пешком или на экскурсионном транспорте.
  • С экскурсионными турами
    Популярный вариант – организованные туры, включающие трансфер, прогулки и экскурсионное сопровождение.КБЖД – это уникальный маршрут, который сочетает в себе потрясающие пейзажи Байкала и исторические инженерные сооружения.

Достопримечательности КБЖД

КБЖД сочетает в себе уникальные инженерные сооружения и природные красоты. Вот ключевые достопримечательности, которые стоит увидеть:

1. Тоннели и мосты

На КБЖД находится 39 тоннелей общей протяжённостью более 9 км. Самый длинный из них — тоннель №18 (778,4 м) — расположен на 98-м километре дороги. Также здесь построено более 500 инженерных сооружений, включая виадуки, галереи и мосты, гармонично вписывающиеся в природный ландшафт.


Тоннели и мосты КБЖД

2. Шабартуйская галерея

Одно из самых живописных мест дороги. Эта каменная галерея защищает железнодорожное полотно от осыпей и лавин. Она представляет собой арочное сооружение с окнами, через которые открываются панорамные виды на Байкал.


Шабартуйская галерея КБЖД

3. Каменная Гряда

Это место известно уникальными скальными выходами, сложенными из древних пород. Здесь проходит один из самых сложных участков КБЖД, который инженерам пришлось буквально «врезать» в скалу.

Каменная Гряда КБЖД

4. Мыс Половинный

На мысе Половинном расположен один из самых красивых мостов КБЖД — арочный каменный виадук через реку Половинная. Поблизости находится станция с одноимённым названием, популярная среди туристов благодаря удобным местам для отдыха и трекинговым маршрутам.

Мыс Половинный

5. Итальянская стена

Название это сооружение получило благодаря технологии кладки, использованной при строительстве, напоминающей работы итальянских мастеров. Это одна из самых впечатляющих стен на КБЖД, выполненная из местного камня и гармонично вписывающаяся в окружающий ландшафт.

Итальянская стена

6. Станция Култук

Старейшая станция на КБЖД, основанная ещё в XIX веке. Здесь можно увидеть старинные железнодорожные здания и насладиться видами на Култукский залив Байкала.

Железнодорожные пути Кругобайкальской железной дороги (КБЖД) на берегу Байкала зимой, окруженные заснеженными деревьями и холмами

Станция Култук

7. Слюдянские виадуки

Крупные мостовые сооружения, построенные из камня и бетона, являются частью живописного участка дороги. Они демонстрируют высокое мастерство инженеров, работавших над проектом в начале XX века.

Слюдянские виадуки КБЖД

Туристические маршруты

Существует несколько способов познакомиться с Кругобайкальской железной дорогой:

  • Железнодорожный тур – на ретропоезде, который курсирует от Слюдянки до Порта Байкал, с остановками у ключевых достопримечательностей. Во время поездки можно услышать экскурсионное сопровождение и узнать интересные факты об истории КБЖД.
  • Пешие походы – вдоль дороги пролегают популярные тропы для треккинга, например, маршрут от станции Половинная до станции Ангасолка. Это идеальный вариант для любителей активного отдыха.
  • Велопутешествия – по маршруту можно проехать на велосипеде, наслаждаясь уникальными видами и делая остановки у достопримечательностей.
  • Экскурсии на катерах – водные туры позволяют увидеть КБЖД с Байкала, что даёт совершенно иной ракурс на её инженерные сооружения и природу.
  • Зимние туры – в зимний период КБЖД также доступна для посещения. Туристы могут насладиться заснеженными пейзажами и принять участие в лыжных походах вдоль маршрута.

Расписание поездов по КБЖД:

Поезда по КБЖД курсируют несколько раз в неделю, обычно по средам, пятницам и воскресеньям. Отправление с железнодорожного вокзала Иркутск-Пассажирский в 07:55. Прибытие в Слюдянку в 10:30–11:00, где предусмотрена 30–40 минутная остановка. Далее поезд следует через станции Ангасолка, Киркирей, Шарыжалгай, Уланово, Итальянская Стенка и Половинная, с экскурсионными остановками. Прибытие в Порт Байкал около 17:30. После переправы на пароме в Листвянку, автобус доставит пассажиров обратно в Иркутск, с прибытием к 20:00.

Полезные советы туристам

  • Одежда и обувь: Независимо от сезона, лучше выбирать удобную обувь для прогулок, а летом – головной убор и солнцезащитный крем.
  • Запас еды и воды: На маршруте ограничено количество кафе, поэтому лучше взять с собой перекус.
  • Фототехника: КБЖД – это одно из самых живописных мест Байкала, так что стоит взять камеру или телефон с хорошей камерой.
  • Билеты: Лучше бронировать экскурсионные туры заранее, особенно в летний сезон.

Кругобайкальская железная дорога – это живой памятник инженерного искусства, соединяющий историю и природу Байкала. Она идеально подходит для путешественников, интересующихся уникальными местами, историей и активным отдыхом. Независимо от того, выберете ли вы экскурсионный поезд, пеший маршрут или водное путешествие, поездка по КБЖД оставит незабываемые впечатления. Это место, где можно насладиться потрясающими видами, узнать больше о прошлом и ощутить дух великого Байкала.

Часто задаваемые вопросы

Какова протяжённость Кругобайкальской железной дороги?

КБЖД имеет длину около 84 км и проходит по юго-западному побережью озера Байкал, соединяя порт Байкал и посёлок Култук.

Почему КБЖД считается уникальным памятником инженерного искусства?

Строительство КБЖД потребовало возведения множества тоннелей, мостов и виадуков, что делает её одним из самых сложных подобных сооружений в России.

Сколько станций на КБЖД?

На КБЖД расположено несколько станций, включая такие как Порт Байкал, Листвянка, Байкал, Мыс, Слюдянка и другие.

Какие инженерные сооружения построены на КБЖД и в каком количестве?

На КБЖД построено 39 тоннелей, 47 каменных галерей и подпорных стен, а также 248 мостов и виадуков.

В каком году на дороге были проведены первые изыскательские работы?

Первые изыскательские работы для строительства КБЖД были проведены в 1898 году.

Как добраться до КБЖД?

Добраться до КБЖД можно несколькими способами:

  • На поезде

    Из Иркутска можно доехать на электричке до станции «Слюдянка-1», которая является отправной точкой экскурсионных поездов по КБЖД.

  • На теплоходе

    Летом можно добраться из Иркутска или Листвянки до посёлка Байкал на теплоходе, затем пересесть на туристический поезд.

  • На автомобиле

    На машине можно доехать до Слюдянки или порта Байкал, а оттуда продолжить путешествие пешком или на экскурсионном транспорте.

  • С экскурсионными турами

    Популярный вариант – организованные туры, включающие трансфер, прогулки и экскурсионное сопровождение.

Какие особенности путешествия на пароме по КБЖД?

Экскурсии на пароме по КБЖД проводятся частными владельцами в летний период. Стоимость экскурсии составляет около 700 рублей с человека, длительность — около одного часа.

Сколько медведей обитает вдоль КБЖД?

Вдоль КБЖД обитает 25–28 медведей, что обусловлено экологической ёмкостью данного участка угодий.

Сколько стоит билет на КБЖД?

Данные на 01.06. – 31.08.2024
Категории пассажиров Цена ЖД билета со стороны гор Цена ЖД билета с видом на Байкал у прохода
Взрослый 7 400 ₽ 8 300 ₽
Детский от 5 до 12 6 300 ₽ 7 200 ₽
Иностр. гражданин 9 000 ₽ 9 190 ₽

Откуда начинается КБЖД?

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) начиналась на станции Иннокентьевская, ныне известной как Иркутск-Сортировочный, и протяжённостью достигала самого озера Байкал, проходя через станцию Байкал. Дорога шла вдоль живописного побережья Байкала, проложенная по краю берега через склоны Приморского хребта, и завершалась на станции Мысовая. Этот участок железной дороги привлекает туристов своими уникальными природными и архитектурными особенностями.

Как из Листвянки добраться до КБЖД?

В Листвянке осуществляется посадка на корабли, а также переправа в порт Байкал. Для посадки в экскурсионный поезд рекомендуется прибыть за 20 минут до отправления. Кроме того, можно совершить переправу через исток реки Ангара в порт Байкал, чтобы продолжить путешествие по Кругобайкальской железной дороге.

Если вас заинтересовала Кругобайкальская железная дорога, то вы можете обратиться к нам и мы составим идеальный тур для вас исходя из вашего бюджета и свободного времени. Так же вы можете выбрать подходящий для вас готовый тур на сайте.

КБЖД на карте

Не забыли купить билеты на Байкал?